Методическое обеспечение

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

УЧЕБНО-КУРСОВОЙ КОМБИНАТ

«МЯСНИКОВСКИЙ»

 

Методическое  указание по проведению практического
экзамена на получение допуска к управлению

самоходными машинами и выдаче удостоверений
тракториста-машиниста (тракториста)

 

Чалтырь 2012

Составитель С.М. Харахашян, К.Л. Хубиян

 

Методическое указание разработано в соответствии с Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796 (с изменениями в соответствии с постановлением от 6 мая 2011 г. N 351)и Инструкцией о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденной приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. №807.

 

Харахашян С.М., Хубиян К.Л., 2012

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

Практический экзамен состоит из двух этапов: 1-й этап – выполнение экзаменационных заданий на закрытой от движения площадке; 2-й этап – выполнение экзаменационных заданий на экзаменационном маршруте в условиях реального дорожного движения (при отсутствии самоходных машин с двойным управлением экзамен проводится на площадке в условиях смоделированного дорожного движения.).

 

  1. ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

 

1.1. Организация экзамена

Экзамен проводится на специально оборудованной площадке, где выставляются самоходные машины по одной марке на каждую испрашиваемую категорию.

Площадка для проведения практического экзамена должна иметь размеры, достаточные для организации указанных на схеме движения мест выполнения экзаменационных заданий первого этапа (см. приложения к методическому указанию). При отсутствии самоходных машин с двойным управлением, площадка по своему периметру должна быть дополнена полосой дороги для оборудования экзаменационного маршрута в целях проведения второго этапа практического экзамена.

Допустимые минимальные размеры площадки должны обеспечить выполнение всех предусмотренных заданий.

Самоходная машина должна соответствовать требованиям пра­вил дорожного движения. Запрещается эксплуатация самоходных машин, имеющих неисправности, указанные в Перечне основных неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация.

Экзаменационное задание выполняется экзаменуемым индивидуально.

Последовательность выполнения заданий, предусмотренных комплексом для конкретной категории самоходной машины, опре­деляет экзаменатор.

Исправность технического состояния самоходной машины над­лежит подтвердить соответствующим документом о прохождении технического осмотра.

Перед началом выполнения задания самоходную машину уста­навливают в предстартовой зоне, двигатель должен быть прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач зафиксирован в нейтральном положении, стояночный тормоз включен.

Экзаменатор знакомит экзаменуемого с правилами и порядком проведения экзамена, системой оценки и дает для выполнения в определенной последовательности задания, предусмотренные ком­плексом для данной категории самоходных машин, проводит инст­руктаж по безопасности труда и производственной безопасности с росписью в соответствующем журнале.

По командам экзаменатора экзаменуемый занимает место в са­моходной машине, осуществляет подготовку к движению и выпол­няет задания.

При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход вы­полнения заданий, ведет хронометраж времени, подает команды экзаменуемому, обеспечивает соблюдение требований безопасно­сти, проводит наблюдение за действиями экзаменуемого, фиксиру­ет в экзаменационном листе ошибки, анализирует их, суммирует число набранных экзаменуемым штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого задания и экзамена в целом.

Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором.

 

1.2. Содержание экзамена

На экзамене у экзаменуемого оценивают уровень владения на­выками управления самоходными машинами конкретных катего­рий, а также определяют возможность допуска его к экзамену по вождению самоходных машин в условиях дорожного движения.

При проведении первого этапа практического экзамена у экзаменуемого проверяются следующие умения и навыки:

– пуск двигателя;

– пользование органами управления, зеркалами заднего вида;

– начало движения с места на подъеме;

– движение по прямой передним и задним ходом;

– подъезд к навесной и прицепной машинам, вождение трактора с прицепом, проезд через ворота;

– вождение трактора на повышенной скорости;

– переключение передач на месте и в движении;

– разворот при ограниченной ширине территории при одноразо­вом включении передачи передним и задним ходом;

– постановка самоходной машины в бокс задним ходом;

– постановка самоходной машины в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;

– агрегатирование самоходной машины с навесной машиной (кроме категорий “А” и “F”);

– агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной);

– торможение и остановка на различных скоростях в обозначен­ном месте.

Экзамен проводится по заданиям двух групп сложности из комплексов экзаменационных заданий для конкретных категорий самоходных ма­шин: первая группа сложности – менее сложные задания; вто­рая – более сложные задания. При проведении экзамена экзаменатору рекомендуется выби­рать по одному заданию первой и второй групп сложности из комплекса экзаменационных заданий. Варианты из двух заданий даются каждому экзаменуе­мому в виде экзаменационных билетов.

Комплексы экзаменационных заданий содержат:

а) для сдающих экзамен на категорию “А”:

Задание 1. Пуск двигателя (1-я группа сложности);

Задание 2. Габаритный коридор, габаритный полукруг, разгон- торможение (2-я группа сложности);

Задание 3. Змейка (2-я группа сложности).

б) для сдающих экзамен на категорию “В”, “С”, “D“:

Задание 1. Пуск двигателя (1-я группа сложности);

Задание 4. Остановка и трогание на подъеме (2-я группа сложности);

Задание 5. Разворот (1-я группа сложности);

Задание 6. Постановка самоходной машины в бокс задним хо­дом (2-я группа сложности);

Задание 7. Разгон-торможение у заданной линии (1-я группа сложности);

Задание 8. Агрегатирование самоходной машины с навесной машиной (2-я группа сложности);

Задание 9. Агрегатирование самоходной машины с прицепом (1-я группа сложности);

Задание 11. Постановка самоходной машины в агрегате с при­цепом в бокс задним ходом (2-я группа сложности).

в) для сдающих экзамен на категорию “Е”:

Задание 1. Пуск двигателя (1-я группа сложности);

Задание 4. Остановка и трогание на подъеме (2-я группа сложности);

Задание 5. Разворот (1-я группа сложности);

Задание 6. Постановка самоходной машины в бокс задним хо­дом (2-я группа сложности);

Задание 7. Разгон-торможение у заданной линии (1-я группа сложности);

Задание 8. Агрегатирование самоходной машины с навесной машиной (2-я группа сложности);

Задание 9. Агрегатирование самоходной машины с прицепом (1-я группа сложности);

Задание 11. Постановка самоходной машины в агрегате с при­цепом в бокс задним ходом (2-я группа сложности).

г) для сдающих экзамен на категорию “F“:

Задание 10. Пуск двигателя и опробование рабочих органов са­моходной машины (зерноуборочного и кормоуборочного комбайна и др.) (1-я группа сложности);

Задание 4. Остановка и трогание на подъеме (2-я группа сложности);

Задание 5. Разворот (1-я группа сложности);

Задание 6. Постановка самоходной машины в бокс задним хо­дом (2-я группа сложности).

Для адаптации к экзаменационной самоходной машине экзаме­нуемому предоставляется право совершить пробную поездку в пределах площадки (трактородрома).

 

1.3. Система оценки

Первый этап практического экзамена в итоге оценивается по системе: положительная оценка “сдал”, отрицательная – “не сдал”. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за вы­полнение всех заданий, предусмотренных комплексом экзаменационных заданий для кон­кретной категории самоходных машин.

Правильность выполнения каждого задания оценивается по системе: положительная оценка “выполнил”, отрицательная – “не выпол­нил”.

Для каждого задания определен перечень типичных ошибок, ко­торые подразделяются на грубые – 5 баллов, средние – 3 балла и мелкие – 1 балл (см. приложения к методическому указанию).

Оценка “выполнил” выставляется, если экзаменуемый при вы­полнении задания не допустил ошибок или сумма штрафных бал­лов составляет менее 5. Оценка “не вы­полнил” выставляется, если сумма штрафных баллов составляет 5 и более.

Итоговая оценка “сдал” выставляется, если экзаменуемый полу­чил оценку “выполнил” за все задания, предусмотренные ком­плексом экзаменационных заданий для конкретной категории самоходной машины.

В случае, если экзаменуемый получил оценку “не выполнил” за одно задание из всех, предусмотренных комплексом, ему предос­тавляется возможность повторно выполнить это задание. Номер задания, выполняемого повторно, указывается в экзаме­национном листе.

При положительном результате повторного выполнения задания за первый этап практического экзамена экзаменуемому выставля­ется итоговая оценка “сдал”, при отрицательном – “не сдал”.

Итоговая оценка “не сдал” выставляется, если экзаменуемый получил оценку “не выполнил” за два задания из всех, предусмот­ренных комплексом экзаменационных заданий.

  1. ВТОРОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

 

2.1. Организация экзамена

Форма проведения экзамена — индивидуальная.

При проведении экзамена в экзаменационной самоходной машине должны находиться экзаменуемый и экзаменатор.

В зависимости от возможного количества маршрутов, количества экзаменаторов и экзаменуемых можно использовать два метода проведения экзамена:

– несколько экзаменуемых поочередно совершают поездки по одному маршруту;

– несколько экзаменуемых одновременно совершают поездки по нескольким маршрутам.

Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе дви­жения по маршруту определяет экзаменатор.

Названия и отрезки улиц и дорог для маршрутов по приему практического экзамена по вождению самоходных машин в условиях реального дорожного движения согласовываются органами местного самоуправления.

Продолжительность экзамена на маршруте должна быть не менее 15 мин.

При проведении экзамена в условиях площадки маршрут оборудуется следующими обязательными элементами улично-дорожной сети: регулируемый и нерегулируемый перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожный переезд, препятствия, дорожные знаки, дорожная разметка.

Перед началом экзамена самоходная машина должна быть установлена вначале маршрута, двигатель – прогрет и выключен, рычаг коробки передач – установлен в нейтральном положении, стояночный тормоз – включен.

Не разрешается проведение экзамена в случае, если самоходная маши­на и маршрут не отвечают требованиям Правил дорожного движения и правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста).

Экзаменатор знакомит экзаменуемого с правилами проведения экза­мена, системой оценки, схемой маршрута, порядком выполнения заданий.

По команде экзаменатора экзаменуемый занимает место водителя в эк­заменационной самоходной машине, осуществляет подготовку к движе­нию и начинает движение по маршруту.

При движении по маршруту экзаменатор ведет наблюдение, контроли­рует правильность выполнения заданий, фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных экзаменуе­мым штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен. Экзаменатор подписывает экзаменационный лист с результатом экза­мена.

 

2.2. Содержание экзамена

На втором этапе проводят оценку соблюдения правил безопасной экс­плуатации в объеме квалификации тракториста (кроме категорий “А” и “F”), Правил дорожного движения Российской Федерации, умения вы­полнять на самоходных машинах маневры в условиях реального дорожно­го движения, а также оценивать эксплуатационную ситуацию и правильно на нее реагировать.

При проведении второго этапа проверяется умение экзаменуемого применять и выполнять требования Правил дорожного движения и безо­пасной эксплуатации самоходных машин по следующим вопросам:

– общие обязанности водителей самоходных машин;

– начало движения, маневрирование;

– расположение самоходной машины на проезжей части;

– скорость движения;

– сигналы светофоров и регулировщиков;

– движение через железнодорожный переезд;

– проезд перекрестков;

– пешеходные переходы;

– пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами;

– применение аварийной сигнализации в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

Маршрут должен обеспечить возможность выполнения экзаменуемым следующих заданий:

– проезд регулируемого перекрестка;

– проезд нерегулируемого перекрестка;

– проезд пешеходных переходов;

– движение через железнодорожный переезд;

– объезд препятствий.

 

2.3. Система оценки

Второй этап практического экзамена оценивается по системе: положительная оценка “сдал”, отрицательная – “не сдал”. Для оценки экзамена применяют перечень типичных ошибок, которые подразделяются на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой клас­сификацией за совершение каждой ошибки начисляются штрафные бал­лы: за грубую – 5, среднюю – 3, мелкую – 1.

Оценка “сдал” выставляется, если экзаменуемый не допустил ошибок или сумма штрафных баллов составила менее 5.

Оценка “не сдал” выставляется, если сумма штрафных баллов состав­лила 5 и более.

 

2.4. Шкала ошибок

Грубые 5 штрафных баллов за каждую ошибку:

– проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;

– не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предпи­сывающих знаков;

– нарушил правила разворота;

– не пристегнулся ремнем безопасности, если его установка предусмот­рена конструкцией;

– при трогании с места не пользовался зеркалом заднего вида;

– не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движе­ния, перестроением, поворотом (разворотом);

– нарушил правила остановки.

Средние 3 штрафных балла за каждую ошибку:

– не выполнил требования информационно-указательных знаков;

– не использовал аварийную сигнализацию или знак аварийной сигна­лизации.

Мелкие 1 штрафной балл за каждую ошибку:

– нарушил правила расположения самоходной машины на проезжей части;

– произвел резкое торможение без необходимости предотвращения до­рожно-транспортного происшествия;

– не обеспечил плавность движения самоходной машины.